Преподаватель курса «VR-разработчик» в
Я очень хотел попасть в гейм-дев и делать игры. Моя глобальная мечта — сделать свою собственную игру. В самом начале я сам ставил себе задачу и пробовал найти решение: например, хочу написать «змейку» и начинаю искать, каким способом это можно сделать, какими знаниями я уже обладаю, а что придется подучить. Пришлось немного почитать книжки по программированию.
Я учился на математика-программиста и делал обычные программистские вещи. Но игры и графика всегда оставались моим увлечением. Я никогда не писал резюме. У нас была команда, с которой мы решили создавать проекты с дополненной и виртуальной реальностью. Я на тот момент умел пользоваться Unity, поэтому смог занять место разработчика в команде.
Сейчас я работаю виар-программистом на Unity. Занимаюсь проектами для виртуальной и дополненной реальности. В мои обязанности входит разработка всех взаимодействий, пишу код. Небольшое отличие от типичных проектов — элементы приходится тестировать вручную. Не получится просто написать юнит-тест и автоматически все проверить. Придется собрать проект и протестировать его в VR-девайсе самостоятельно или с коллегами. На первый план выходит проверка UX и того, как работает механика, которую ты пытаешься ввести в проект.
Студенты и школьники старших классов чаще других хотят попасть в VR-индустрию, в гейм-дев. VR — это новый вид развлечений, он начал развиваться через игры. Поэтому таким новичкам хочется получить опыт разработки мобильных и компьютерных игр.
Взрослые, которые начинают изучать VR, — это в основном люди из рекламы, менеджерских отделов. Им хочется быть на переднем крае технологий. Они отслеживают тренды и популяризируют свою компанию за счет новых инструментов и их возможностей в том числе.
VR-проекты часто начинаются с небольшой команды программистов. У стартапа обычно нет возможности нанять отдельно дизайнера интерфейсов или других узкоспециализированных работников — звукорежиссера, концепт-художника, гейм-дизайнера, продуктового менеджера. В маленьких командах нет отдельной четкой должности — надо уметь делать все, и делать это как можно лучше.
VR — это не только люди, которые сидят за компьютером и пишут игры. Это еще и аналитика того, какие приемы и подходы лучше влияют на пользователя и привлекают аудиторию. В любой стартап нужны менеджеры. Сейчас острая нехватка людей, которые могут заниматься рекламой виарного продукта. Очень нужны специалисты, которые скажут: «Я смогу продать вашу игру там-то».
Всегда есть потребность в сильных креативных специалистах. Хорошая, с точки зрения технической подготовки, команда может столкнуться с проблемой нехватки свежих идей. Они тратят много сил на доведение до совершенства технических аспектов проекта и мало следят за тем, что же нужно массовой публике.
Мой рабочий день начинается с того, что я читаю новости в профессиональных группах в Facebook. В России работа с VR-проектами развивается, но пока не так активно, как в США или Японии. Там классные виар-парки, новые игры появляются. Об этом интересно почитать.
Технология должна упрощать человеку жизнь. Но конкретных цифр и серьезных исследований обо всех возможных сферах применения VR пока нет. В Европе VR активно применяют, например, музеи — включают элементы виртуальной и дополненной реальности в экспозицию. Есть также обучающие программы. Одна из самых забавных — для KFC, где новый сотрудник учится жарить крылышки. Мне очень нравятся такие проекты, где полезные навыки передаются в игровой, интерактивной форме.
VR-проекты для медицины тоже существуют. Например, во время сеанса у дантиста пациент сидит в шлеме и видит пляж тропического острова, а зубная боль от этого снижается. Или люди с посттравматическим синдромом проходят терапию с помощью VR-шлема — их восстановление идет быстрее. Также сейчас говорят про терапию после физических травм. Но такие примеры использования — единичные, в качестве опытов. Никто со стопроцентной вероятностью не может сказать, что это будет работать со всеми людьми, так как для такого заявления слишком мало исходных данных.
Индустрия свежая, поэтому нет жесткого требования по опыту работы. В любой компании от вас будут ждать базовых знаний: в чем отличия Oculus от HTC, какие нюансы у мобильного и стационарного VR. Нужны знания о преимуществах разных решений во всех этих случаях. Еще нужно не путаться в понятиях дополненной, виртуальной, смешанной реальности.
Любой опыт полезен, но работодатель должен понимать, что ваш опыт можно переложить на VR. Допустим, вы закончили университет по специальности «Оптик» и несколько лет занимались разработкой в этой сфере. Вас с удовольствием возьмут в центр инжиниринга, заниматься линзами для шлемов. Если вы были UX-дизайнером — можно применить этот опыт в проектировании интерфейсов для VR-продуктов. Также VR генерирует смежные индустрии. Новые аксессуары (перчатки или костюмы для повышения иммерсивности), новые способы отслеживания пользователя в пространстве и тому подобное. Технических программистов, которые разрабатывали сложные проекты на С++, индустрия всегда примет с удовольствием.
В Contented специализация «VR-разработчик» длится полгода — это пять курсов. Последний курс — дипломный проект, а первый — это знакомство с индустрией. Студентам рассказывают об истории VR, оборудовании, показывают хорошие примеры того, как должны работать проекты. Здесь же — про эффекты и подводные камни, о которых преподаватели рассказывают с точки зрения своего опыта. Второй и третий курс — практические. Студенты создают свои проекты на Google VR SDK. На четвертом курсе мы рассказываем, как писать резюме, найти команду и создать проект.
Все обучающие курсы учитывают, что может прийти человек без какого-либо бэкграунда. На мой взгляд, в VR можно найти применение любым навыкам. Когда учеба закончится и начнется поиск работы, возможно, придется уйти с высокооплачиваемой позиции на место джуниора в новой для вас ветке. Как начинающий специалист, вы начнете использовать свои навыки из другой области и создавать на их основе новые решения — это хорошо для развивающейся индустрии VR.